При аэропортах могут появиться специальные службы сопровождения и помощи инвалидам
23 марта 2012 года

Госдума приняла в пятницу в первом чтении законопроект, который расширяет права инвалидов в аэропортах и самолетах, в том числе обязывает организовывать при аэровокзалах специальные службы сопровождения инвалидов и обучать по спецпрограммам членов экипажей, работающих с этой категорией населения.

Документ вносит поправки в Воздушный кодекс (ВК) РФ.

Законопроект устанавливает, что в аэропорту и на воздушном судне инвалиду бесплатно должны будут оказываться такие дополнительные услуги, как сопровождение при регистрации на рейс, оформлении багажа и прохождении досмотра; предоставление кресел-колясок для передвижения по территории аэропорта и на борту самолета, дублирование инвалидам и маломобильным пассажирам звуковой и текстовой информации, в том числе ознакомление с инструкцией по безопасности полета; а также "иные услуги в соответствии с федеральными авиационными правилами".

Такие дополнительные услуги будут предоставляться на основании уведомления пассажиром с ограниченными возможностями перевозчика (уполномоченного агента по бронированию, продаже и оформлению билетов) или туроператора о необходимости какой-либо помощи в сроки, установленные перевозчиком. При этом он не вправе требовать такого уведомления более чем за 48 часов до вылета. Если пассажир не сообщит об этом в установленный срок, то перевозчик и оператор аэропорта все равно должны оказать ему допуслуги, однако при условии, если это не повлечет задержку отправления рейса.

Владельцы аэропортов и авиаперевозчики должны будут переоборудовать свои объекты под нужды людей с ограниченными физическими возможностями, в частности, оснастить их современным специальным оборудованием, позволяющим инвалидам в доступной для них форме получать всю необходимую информацию: с помощью бегущей строки или электронных информационных табло, а также с помощью голосовых служб.

Требования к оснащению самолетов соответствующими техническими средствами и оборудованием, а также его сроки будут устанавливаться Министерством транспорта РФ.

Документ также определяет круг лиц, которые признаются пассажирами из числа маломобильных групп населения - это "лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, нуждающиеся в силу устойчивого или временного ограничения жизнедеятельности в использовании посторонней помощи, необходимых средств и приспособлений".

Обслуживать пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп будет авиационный персонал, прошедший специальное обучение, сроки и периодичность которого также будут устанавливаться Минтрансом. При этом в законопроекте оговаривается, что периодичность обязательной аттестации персонала устанавливается федеральными авиационными правилами.

Максимальное количество пассажиров из числа инвалидов и перевозимых на воздушном судне собак-проводников на борту одного самолета будет устанавливать перевозчик по типам воздушных судов с учетом требований безопасности полетов. Если их число будет превышать предельно допустимое, то перевозчик обязан будет предложить пассажиру альтернативный вариант перелета.

Закон, в случае его принятия, вступит в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.

Один из резонансных случаев произошел 18 февраля 2009 года. В аэропорту "Домодедово" Павлу Обиуху отказали в регистрации на рейс Москва-Казань. Поводом для отказа было названо отсутствие зрения, хотя об инвалидности пассажира авиакомпанию S7 ("Сибирь") предупредили еще на стадии бронирования билета. Отказавшая авиакомпания сослалась на свои внутренние правила, не разрешающие перевозку незрячих пассажиров без сопровождающего. Спустя почти 7 часов после прибытия в аэропорт, Обиух вылетел в Казань рейсом другой авиакомпании.

Он направил авиакомпании "Сибирь" претензию, основными требованиями которой являлись официальные публичные извинения от авиакомпании, пересмотр ее внутренних правил, компенсация морального вреда в размере 50 тысяч рублей. "Сибирь" направила Обиуху ответное письмо, в котором отказала в удовлетворении претензии в целом. Международная конфедерация обществ потребителей подала иск к "Сибири" о компенсации морального вреда в интересах Павла Обиуха.

Ленинский районный суд Тульской области 28 апреля 2009 года вынес решение о взыскании с авиакомпании "Сибирь" компенсации морального вреда, причиненного Обиуху в размере 25 тысяч рублей. Авиакомпания не согласилась с вынесенным решением и подала жалобу в суд высшей инстанции.

Девятого июля 2009 года Тульский областной суд в четверг оставил в силе решение Ленинского районного суда Тульской области.