История Казани

Первобытные поселения.
С древнейших времен люди приметили это место. Оно находилось при впадении Казанки в Волгу, на высоких левых берегах. Почему древние люди выбрали именно его? Во-первых, оно было хорошо защищено естественными преградами: реки, холмы. Во-вторых, здесь располагались хорошие луга, над луговые террасы, покрытые песчаными дюнами, что создавало прекрасные условия для охоты. В-третьих, реки давали воду и рыбу. Первоначально поселения располагались на высоком, вдающемся в воду и  увеличивающемся к югу мысе. Также благоприятные условия для проживания первые обитатели этого края нашли на берегах Ближнего, Среднего и Дальнего Кабана.Самые ранние следы обитания человека в этих местах относятся к позднему палеолиту (X-IX в. до н.э.), мезолиту (VIII-V в. до н.э.) и неолиту (IV-III в. до н.э.).

В эпоху палеолита человек принял современный облик. Тогда же возникло первобытное родовое общество, которое состояло из кровных родственников. Женщины тогда занимались собирательством, главным занятием мужчин была групповая охота на крупных зверей. Основные орудия труда того времени: каменные ножи-резцы, скребки для обработки шкуры животных, различные острия, долотовидные и скребловидные орудия.

В эпоху мезолита приобретают современные очертания берега рек и озер. Ледник начал сходить. Климат заметно потеплел, в эти края начали сходиться теплолюбивые животные, появляются хвойные и смешанные леса. Охота большими группами стала нецелесообразна, т.к. большие животные вымерли, вместо них появились зайцы, лисы, кабаны, бурые медведи. Возросла роль рыболовства. Появляются такие орудия как лук со стрелами, гарпуны, рыболовные снасти, лодки, каменные ножевидные пластины и изготовленные из них скребки, проколки, наконечники стрел, а также топоры, тесла, долота. Стоянки этой эпохи открыты на северной окраине пос. Савиново. В основном это были ананьинские племена, их определили по характерной керамике (круглодонные горшки с толченой раковиной в глиняном тесте и ямочно-шнуровой орнаментацией). Помимо  аОрудия труда. Мезолитнаньинской посуды, также найдены обломки круглодонных и плоскодонных сосудов, украшенных "текстильными" отпечатками, что характерно для посуды городецко-дьяковских племен, западных соседей ананьинцев.

В эпоху неолита левый берег Волги в районе устья Казанки все более населяется. Этому способствовал благоприятный климат. В этот период человек совершил важное открытие: научился лепить из глины посуду. Кроме того, люди придумали новую технику обработки изделий из камня. Это пиление, сверление и шлифовка. В эпоху неолита районы Волги-Казанки были заселены племенами волго-камской и балахнинской культур. В пределах современного города Казань стоянки этих культур найдены в урочище Вороний куст. Балахнинцы были пришлыми племенами. Большая часть их стоянок обнаружилось у поселков Займище, Аракчино, Малые Отары. В конце III-первой пол. II вв. до н.э. в приустьевой части Казанки проживали волосовские племена – предки финноязыченых народов Восточной Европы. В это время начался новый, переходный период энеолита, когда камень еще использовался для изготовления орудий, но уже осваивалась медь. Из нее делались женские украшения. От простого собирательства и присваивающего хозяйства волосовцы начинают переходить к оседлому земледелию и скотоводству. Поселения этих племен были найдены в пределах современной Казани на С
ухой Реке, в районе ул. Гривка. Орудия труда: каменные желобчатые долота, наконечники стрел и дротиков, ножи и скребки.

Во второй половине II - начале I века до н.э. началась новая эпоха - Бронзовый век. Поселения этого периода находили большей частью в приказанье: Займище, Обсерватория, Атабаево, Балым. Они представлены поздневолосовской культурой. В самой Казани находились Савиновские, Старо-Победиловские и др. В некоторых местах найдены, кроме керамики, бронзовый кельт, известняковая литейная форма для отливки ножа и наконечника копья. Приказанские племена в основном занимались сельским хозяйством: обрабатывали землю, разводили животных: лошадей, коров, овец, коз, свиней. Выращивали просо, пшеницу, ячмень. Изготавливали изделия  из бронзы. В III-VI столетии н.э. берега реки Казанки начинают заселять племена азелинской культуры, которые сформировали
сь на позднепьяноборской основе. Азелинская культура - один из основных компонентов сложения культуры древнемарийских племен. Благодаря этому это население сохранилось в районе будущей Казани вплоть до того, когда районы Предкамья заняли волжские булгары. В раскопках Кремля обнаружили много керамики, которая характерна для средневековой марийской культуры. Это лепная плоскодонная керамика с примесью шамота и извести в тесте. Также эти племена жили на Борисковой горе между Средним и Дальним Кабаном.

Волжская Болгария.

Волжская Болгария образовалась в X веке и стала первым государственным образованием в Среднем Поволжье. Среди Болгарских царей особо отличился Царь Алмуш. Он в первой четверти X века стал символом всемогущей власти. В то время Волжская Болгариата. Царь Алмуш искал поддержки со стороны багдадского халифа Муктадира, тогда же, в 922 году, халиф Муктадир прислал в Волжскую Болгарию своих послов для распространения ислама. Это было вызвано не столько внешнеполитическими, сколько внутренними условиями, для укрепления феодального строя. После разгрома Русью Хазарского Каганата в 965 году, болгары освободились от хазарского гнета, и новое государство смогло дальше разв
иваться. Волжская Болгария была довольно большим государством для того времени. Она занимала территорию таких современных республик как: Ульяновская область, Татарская, Чувашская, Марийская и Удмуртская республики, восточные районы Горьковской области и Мордовской республики и западные - Башкирской республики. На территории этого государства проживали болгары, сувазы, биляры, эсегели, барсилы, беленджи. Северной границей территории, на которой они проживали сплошной массой, являлась Кама, восточной – Шешма, южной - Самарская лука. Западные земли болгар  находились на правобережье Волги – в бассейне Свияги и ее притоков. Уже в XII веке границы Болгарии расширились и достигли на севере реки Казанки, на востоке - Белой. В подчинении у Волжской Болгарии находились племена  буртасов, черемисов (предков мари), аров (предков удмуртов), башкир.

В X веке столиц
ей Волжской Болгарии был город Болгар, который располагался недалеко от устья Камы. В XII веке на некоторое время столице стал город Биляр (до 1236 года). Помимо этих, были известны Сувар на Утке, Ошель на правобережье Волги, Нохрат на Актае, Джукетау (Жукотин) на Каме и другие торгово-ремесленные пункты.

В то время  (еще до монгольских завоеваний) общественно – политический строй  Волжской Болгарии представлял собой ранний феодализм. Развивающиеся феодальные отношения тесно сосуществовали с пережитками родового строя. Труд простого народа использовался повсеместно. Например, крестьяне возвели такие укрепления, как вал около селения Никольского близ Болгар и крепостные стены городов. Раз в год крестьяне платили царю с каждого дома по шкурке соболя. Представителям родовой и племенной знати, которые были в качестве наместников царя, подчинялись сельские общины. В Болгарии не было частновладельческих крепостных, и хотя крестьяне и были в феодальной зависимости от главы государства, его наместников и прочей знати.
Подчиненное население платило тяжкую дань. Такие общины управлялись болгарскими наместниками и военачальникам
и. Ислам не начал распространяться повсеместно и его вводили силой. В основе религиозных конфликтов лежала классовая борьба. Рядовые общинники вели борьбу против феодальной знати и утверждающей ее религией. В Среднем Поволжье местное население уже знало земледелие, когда туда пришли Болгаро - Суварские племена – также имевшие опыт в данной области. Это привело к совместному обмену опытом. Пашенное земледелие с плужной обработкой земли становится основной отраслью сельского хозяйства. Болгария – страна развитой земледельческой культуры. Здесь выращивались зерна пшеницы, проса, овса, ячменя, ржи, полбы, чечевицы, гороха, конопли. Хранили зерно в глубоких погребах глубиной до 2-х метров. Размалывали зерно круглыми ручными жерновами. Также было развито скотоводство. Здесь разводили коров, лошадей, овец, коз и свиней. В некоторых районах правобережья Волги большое значение для хозяйства была охота и рыболовство. Охотились на таких животных, как соболи, лисицы, куницы, лоси, олени, горностаи, выдры, белки, зайцы и т. д.

Ремесло зани
мало отдельное место в экономической жизни Болгарии. Развиваясь, оно постепенно отделилось от сельского хозяйства. Так как государство развивалось, оно требовало новых орудий труда. Таким образом, ремесло разделилось на разные ремесла. В то время изготавливали: сельскохозяйственные орудия, кольчуги, сабли, весы, ножницы, предметы украшений - кольца, ожерелья, бронзовые и серебряные браслеты, стеклянные золоченые бусы и т. п., керамику, изделия из кости, кожу, обувь, головные уборы, белужий клей и т.п. Большая часть товаров расходилась в самой Болгарии. Также активно развивался привозной рынок. Волжская Болгария находилась в середине великого волжского пути, благодаря этому Болгария выступала посредником в торговле между Русью и странами Востока. В Болгарию ввозили  различное сырье: железо, серебро, золото, олово, сердолик, бирюзу, янтарь и др., некоторые металлические изделия, главным образом предметы вооружения, женские украшения, изготовленные среднеазиатскими и арабскими мастерами, русские стеклянные браслеты, шиферные пряслица и другие изделия, китайские бронзовые зеркала, шелковые и другие ткани из Средней Азии, Ирана, Армении, Азербайджана, Византии, а также лакомства и пряности (изюм, перец и т. п.). Из Болгарии вывозили, главным образом в восточные страны меха соболя, горностая, буртасских красной и черной лисиц, куницы, белки и бобра, мед, воск, скот, рыбу, белужий клей, орехи, березовый лес, кожевенные изделия, шапки и прочие товары. О торговом развитии Болгарии можно судить по тому, что в это время здесь, наряду с обычными мехами, в качестве оплаты также использовали и деньги. Вслед за торговыми связями, начали устанавливаться политические.
Например, в начале X века у Болгарии появились политические связи с огузами, Хорезмом и Багдадским халифатом, а затем с Саманидским государством в Средней Азии. Также тесные торговые, экономические и культурные связи Болгария имела с Русью. В 1006 году эти государства заключили торговый договор. Конечно, при этом не обошлось и без войн.

Длительные боевые действия сопровождались длительными перемириями, и, в конце концов, еще до монгольских завоеваний между Волжской Болгарией и Русью установились довольно сердечные отношения, что подтверждалось браками между русскими князьями и болгарской знатью. В X веке болгары вели оседлый образ жизни, и основная масса населения проживала в сельской местности. В городах жили в основном ремесленники. Строения, в том числе и в городах, в основном строились из дерева. В основном это были срубные дома. В избе были печь, сундуки и домашняя утварь, которая была в изобилии: в домах находили топоры, ножи, разнообразная медная и глиняная посуда (цилиндрические медные котлы, глиняные кринки, миски, кружки с крышками, кувшины, небольшие глиняные приборы для перца, соли и т. п.). Широко применялась деревянная посуда (миски, ложки и др.). Сведений об одежде того времени найдено довольно мало. Известно лишь то, что она похожа на мусульманскую. Зато найдено очень много женских украшений: серьги, височные кольца, ожерелья из пронизок, сделанных из янтаря, стекловидной массы, сердолика, глины, хрусталя, кости и т. п., также браслеты, кольца, перстни, на груди - бляхи, амулеты и др. Так как Волжская Болгария объединила в себе несколько племен, культура этого государства стала смешанной и сочетающей в себе традиции разных племен.

Золотая Орда.

В 1223 году монгольское войско Субэдэя и Джэбэ вторглось в южнорусские земли, но затем повернуло на северо-восток, к Волжской Болгарии, Она была целью их первого похода в Европу, также как русские и кыпчаки, над которыми монголы одержали победу. Однако на подходах к болгарам их ожидала засада. Болгарское войско во главе с ханом Габдуллой Чельбиром разгромило силы монгольских войск в  битве при Самарской Луке. Не смотря на это Угедэй (новый великий хан) не оставил своих намерений присвоить земли болгар. Таким образом, монголы вернулись в 1229 году. Тогда же они разбили пограничный отряд болгар на реке Урал. После того, как монголы завоевали юго-восточную часть Башкирии, и заняла южную часть самой Волжской Болгарии, наступила пауза, во время которой противники не могли перейти к активным действиям друг против друга. На монгольском курултае (собрании) было решено усиливать корпус Субэдэя силами улусов. После этого новое вторжение монголов в Волжскую Болгарию произошло в 1236 году. Наиболее популярной численностью войска является число 120-150 тыс. Монгольские войска во главе с Батыем осадили, а затем ворвались в Биляр, Булгар, Сувар, Джукетау и в другие города. Затем Волжская Болгария вошла в состав Улуса Джучи (Золотая Орда), была разделена на княжества. Каждое княжество потом стало вассалом, и получила некоторую автономию. При этом самая основная часть населения все же была вынуждена мигрировать на северо-запад и северо-восток (территория современного Татарстана), основная масса людей селилась вдоль Волги и Камы, на территории приказанья. Затем, и скорее благодаря переселению сюда людей, Казань превращается из северного форпоста болгарского государства в новый культурный и политический центр государства под названием Казанское Ханство. В середине XIV века многие княжества Золотой Орды стали еще более независимыми, даже начали выпускать свои собственные деньги.  Затем, в 1430-е годы Казанское Ханство совсем обособилось, стало независимым отдельным государством. В него вошли почти все земли, входившие в Волжскую Болгарию. При этом Казань не потеряла своего значения в качестве экономического центра.

Казанское ханство.

В составе Казанского Ханства было 4 округа (Даруги) – Алатский, Арский, Галицкий, Зюрейская. Чуть позже к ним добавился пятый округ – Нагайский. Даруги делили на улусы, которые в свою очередь объединяли земли нескольких поселений. Самыми крупными городами Казанского Ханства были: Казань (Казан), Алат, Арча, Болгар, Джукетау, Кашан, Чаллы, Иске-Казань, Зюри, Лаеш и Тетюши. Самым высшим представителем власти Казанского Ханства, его главой, был хан-чингизид. Эмиры были его ближайшими советниками. Они командовали войсками. Власть хана формально ограничивал Совет (Диван), в котором заседали советники - Карачи. Должность карачей была наследственной, при этом ее наследовали только старшие сыновья. Такие высокие посты были наследственными, пожизненными и несменяемыми. Это приводило к слабости государственной машины, потому что создавало ее негибкость.

Высший законодательный орган в Ханстве был курултай. На нем присутствовали в полном составе представители духовенства, войска и земледельцев, и созывался он лишь в исключительной ситуации. Беки и мурзы стояли на ступень ниже эмиров. Они правили отдельными улусами. Еще на ступень ниже находились огланы - командиры конных отрядов, которые командовали простыми солдатами казаками. Мусульманское духовенство тоже играло огромную роль в политической жизни ханства. Казанское Ханство – огромное государство, для управления которым требовался огромный штат чиновников. Во всех населенных пунктах были люди, отвечающие за сбор налогов.

В экономическом устройстве Казанского ханства многое осталось от Волжской Болгарии. Основной отраслью также остается сельское хозяйство. Жители ханства выращивали рожь, полбу, ячмень и овёс. В лесной зоне люди охотились. В промысловом хозяйстве главными отраслями были охота и рыболовство. Также в ханстве была развита торговля, ведь с древнейших времен Поволжские города выступали посредниками в международном товарообмене. Изменилось только то, что центром внешней торговли стала столица ханства - Казань. Городское население, основу которого составляли ремесленники, занималось созданием изделий из глины, рукоделий из дерева и металла, кожи, брони, плуг и драгоценностей; Велась активная торговля людьми из Центральной Азии, Кавказа и России.

Одним из принципов религиозной политики Казанского ханства была веротерпимость. Это обусловливалось многоконфессиональным характером торгово-ремесленного населения и традициями Волжской Болгарии. Основной религией все же был ислам. Глава мусульманского духовенства являлся потомком пророка Мухаммеда. Этот человек был главным должностным лицом государства после хана. В то время были следующие лица духовного звания: шейхи (проповедники ислама), муллы, имамы (духовные лица, совершавшие богослужения в мечетях), дервиши (монахи), хаджи (люди, совершившие паломничество в Мекку), хафизы (профессиональные чтецы Корана), а также данишменды (учителя). Кроме ислама суннитского толка в ханстве был распространен суфизм.

Во время существования Казанского ханства военное искусство пришло в упадок. Это произошло отчасти из-за слабых монгольских военных традиций, отчасти потому, что большинство жителей этого ханства вели мирный образ жизни. Основным видом войск стала конница. Пехотных подразделений стало очень мало. У казанцев не было многочисленной артиллерии. Тактика казанских воинов заключалась в быстрых и маневренных ударах конницы. Практически не имея возможности вести наступательные войны, Казанцы постоянно улучшали тактику ведения оборонительных войн. Только благодаря этому столица ханства Казань была великолепно защищена толстыми стенами и артиллерией. В Казанском ханстве начались внутриполитические распри, которые вели две группировки. Одна из них являлась сторонницей мирного сосуществования и торговли с соседним Московским княжеством, другая же  рассматривала соседей исключительно как источник рабов и объект грабежа. Их борьба определяла судьбу ханства в течение 100 последних лет его существования. Московское государство несколько раз пыталось подчинить себе Казань. Еще с 1467 года Москва пыталась посадить на казанский престол своего ставленника, лояльного Москве. В 80-х годах XV века московское правительство активно вмешиваясь в борьбу за казанский престол, посылало войска на Казань, пытаясь навязать угодного ему правителя. В результате этой долгой борьбы московские войска взяли Казань в 1487 году, и Москва утвердила, наконец, хана, который относился лояльно к Москве - Мухаммед-Эмина. Затем были неоднократные выступления знати с целью посадить на трон тюменского царевича. Иван III вынужденно подчинился и позволил сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата Абдул-Латифа. В это время казанцы совершили около 40 походов на русские земли. В основном это районы около Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича и Мурома. После 1445 года, как правило, нападала Москва. Из 12 войн в 7 случаях воевать начинала Москва.

После неудачных попыток посадить на Казанский трон лояльного Москве хана, Иван IV предпринял несколько военных походов. Первые два провалились, а в 1552 году московский царь сумел осадить столицу ханства и одержал верх. Основные земли Среднего Поволжья присоединились к России.   Когда произошло падение Казани, государство перестало существовать. Иван IV принял титул Казанского царя. Однако татарский народ и не думал просто так сдаваться. Казанцы построили крепости в районе Арска, в устье Меши и поднялось народное восстание. Руководили восстанием крупные князья Сары-Бахадур, Заин Сеид, а самым главным руководителем был князь Мамыш-Берды. Его ставка находилась в Чалымском городке на Марийской земле. В ханы был приглашен брат Сююмбике, Али-Акрам из Ногайской орды. Затем, все лето 1553 года Москвой проводились карательные действия против повстанцев, по берегам Волги, Камы, Вятки и Свияги ходили войска, руководимые Адашевым, Шереметевым, Микулинским, Курбским, Морозовым, и подавляли народные выступления. Началась гражданская война местного населения с московским войском. Она охватила период с 1552-1556 гг. и велась с переменным успехом. Со временем, русские войска штурмом взяли Чалымский город. Руководители восстания были увезены в Москву и там казнены. Народные восстания, правда, в меньшем объеме вспыхивали вплоть до конца XVI века. Русские войска окружили Чалымский городок и штурмом взяли его. Али-Акрам был убит, Мамыш-Берды и другие руководители восстания были увезены в Москву и казнены. С подавлением восстания сопротивление народов края не прекратилось. Народные восстания вспыхивали неоднократно вплоть до конца XVI в. С завоеванием Казани царь Иван IV организовал свое управление краем, создал свою администрацию. Управление краем было поручено казанскому и свияжскому воеводам. При этом Казанский воевода управлял землями на Луговой стороне, также выполняя еще и функции наместника. А свияжский - управлял горной стороной. Также в этот период начинает укрепляться и церковная власть. В Казани организовалась новая епархия. Во главе ее стоял игумен Гурий Роготин. Усиленно строят монастыри и опорные крепости-города. Эти мероприятия проводятся для того, чтобы колонизировать бывшее ханство. У татарской знати отбирались земли, население изгонялось из городов, людям не разрешали поселяться по берегам крупных рек. Началась повсеместная насильственная христианизация этого края. Естественно, такая политика не могла устраивать местному населению, и вновь повсеместно вспыхнули восстания, однако в 1584 году восстание было подавлено, а к 1587 году, повстанцы были окончательно сломлены.