Обычаи татар

Традиционные народные праздники. 
Большая часть татарских традиционных народных праздников связана со сменой времен года и соответствующе хозяйства. К такой группе относятся: сабантуй (праздник плуга), жыен (встреча, народное гуляние), урак эсте (жатва), каз эмэсе, мал эмэсе, тупа эмэсе (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна). 
Самые первые весенние народные гуляния начинались во время весеннего ледохода. Обычно, на вскрытие реки выходили посмотреть все жители деревни. Первый этап весенних народных гуляний начинался в момент вскрытия рек. Обычно смотреть ледоход выходили все жители деревни. Во время ледохода устраивались ритуальные проводы зимы: например, зажигали солому и затем пускали на льдинах. Когда начинался весенний паводок, на берегу рек проводили праздник цветочного сока жимчэчэк. В этот день молодые жители деревни устраивали веселые игры и водили хоровод, пели песни. Еще одним крупным праздником весны у татар был Карга Бутксы. Этот праздник также отмечали на природе, только идеальным местом проведения были холмы. 

Сабантуй.
 
Перед самым сабантуем производил сбор призов для участников состязаний. Особо ценились в качестве призов заранее сотканные девушками полотенца. Также очень часто дарили отрезы ткани, скатерти, носовые платки и т.д. Каждый, кто отдавал приз в копилку, мог распорядиться, кому он достанется. Например, часто отдавая приз, говорили: пусть его получит победитель, или наоборот проигравший таких-то соревнований.
Сабантуй не ушел в небытие веков как другие праздники. Он и сейчас поражает воображение своими соревнованиями, хотя его тоже коснулось время, многие соревнования остались еще с древности.
Основные соревнования:
1)Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель - выбить противника из седла,
2) Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.
3) Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера и бегом к финишу!
4) Поход за призом по наклонному качающемуся бревну. Под силу только настоящим эквилибристам!
5) Игра - Разбей горшок: участникам завязывают глаза, раскручивают, дают в руки длинную палку и велят       ею разбить горшок.
6) Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху ждет приз.
7) Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.
8) Конкурсы для девушек кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет. Сабантуй был и остается символом окончания весенних работ и начала летнего сева. 

Также очень интересен обряд вызывания дождя. Он проводился в засушливые годы, незадолго после весеннего сева. В основном, его проводили женщины. Они заранее обговаривали день и место встречи, которое обязательно было около водоема, затем выходили туда и, обращаясь к Аллаху, пели определенные суры Корана, прибавляя к ним и свои пожелания о дожде. Обряд сопровождался совместным обедом и символическими жертвоприношениями. Например, обливанием друг друга водой. 

В татарских селения до сих пор сохраняется традиция помочей. 
Когда кто-то из жителей делает ремонт в доме, или строит дом, к нему на помощь подтягиваются остальные жители этого населенного пункта. Затем, по окончании работ, проводятся массовые веселья и трапезы. 

Во время зимнего солнцестояния в татарских деревнях проходил обряд нардуган.  По своей сути он аналогичен русским святкам: в эти дни занимались колядованием, гаданием. Этот обряд очень тесно связан с праздником науруз. В дни зимнего солнцестояния в татарских деревнях проходил обряд нардуган (или нардыван). По характеру этот старинный обычай напоминает русские святки, с традиционным подворным обходом, ряженьем, посиделками и гаданиями. Групповой обход дворов в дни нардуган сопровождался колядованием - науруз эйтулэр. Колядующие обращались к хозяевам с пожеланиями богатства и здоровья, а затем просили вознаграждения - подарков. 

Религиозные праздники.
 
Курбан байрам - это религиозный исламский праздник после окончания Хаджа, который отмечается в десятый день 12-го месяца лунного исламского календаря и через 70 дней после праздника Ураза байрам. В этот день ранним утром полагается совершить полное омовение, одеться в чистую одежду и идти молиться в мечеть (мальчики и мужчины). Здесь желательно принести в жертву животное (Это может быть корова, бык,  верблюд, баран, коза), при этом нужно одну треть отдать бедным соседям, одну треть оставить для своей семьи, а еще одну треть подать тем, кто попросит. Мясо жертвенных животных ни в коем случае нельзя выставлять на продажу. Также нужно подавать милостыню (сэдэкэ). В наше время милостыню подают либо мясом, либо деньгами. Татарки сидят в этот день дома, готовят угощения, накрывают на стол и зовут гостей. Курбан байрам отмечается три дня. В первый день также полагается навестить могилы усопших родственников. В остальные праздничные дни татары стараются ходить в гости друг к другу, дарить друг другу подарки, так как это считается благословенным.

Родинные обычаи.

Рождение ребенка - очень серьезное событие в каждой семье. Поэтому все стараются сделать все, чтобы ребенок в будущем был счастливым. В каждом народе и у каждой семьи есть определенные обряды, традиции для достижения этой цели. Я хотела бы рассказать, о татарских обрядах. Раньше, да и сейчас в татарских деревнях роды принимает бабка – повитуха, которая как только ребенок рождается, обмывает и заворачивает ребенка в нательную рубашку отца. Это считается началом хороших взаимоотношений отца и малыша. Затем ребенку обязательно давали пососать замотанный в марлю кусочек разжеванного хлеба с маслом и медом, либо просто обмазывали рот малыша медом и маслом. Этот обряд сопровождался пожеланиями счастья и здоровья. На следующий день устраивают детскую баню, где повитуха помогает маме вымыть новорожденного малыша. Через несколько дней в доме, где родился ребенок, проходит целый обряд выбирания имени ребенку. Для этого приглашался мулла, родные и близкие-мужчины, накрывался богатый стол. Мулла начина читать молитву, затем к нему подносят ребенка, и мулла нашептывает на ухо младенцу призыв к молитве для мусульман, произносит имя новорожденного. Считается, что от имени зависит вся дальнейшая судьба человека. Затем, еще в течение нескольких дней, к молодой маме приходят родные и близкие с угощением. В наше время конечно чаще рожают в роддомах, однако выбор имени ребенку и угощение мамы проходит обязательно.

Свадебные обряды.

Перед любым бракосочетанием всегда был сговор родителей предполагаемых жениха и невесты. В нем со стороны жениха участвовал сват и кто-нибудь из старших родственников. Если родители невесты соглашались на брак, то тут же оговаривались размеры приданого невесты, калыма (выкуп жениха за невесту), время проведения празднества и количество приглашенных гостей. После заключения такого соглашения, 3-5 недель готовились к свадьбе. Жених собирал подарки невесте, ее родителям и родственникам, калым. Невеста завершала подготовку приданого, начатую еще в 12-14 лет. В приданое входили: самотканые платья, нижнее белье, а также подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки и т.п. родственники обеих сторон занимались приготовлениями к свадьбе.

В заветный день, приглашенные гости собирались к полудню. Само бракосочетание и первый пир происходили в доме невесты. В это время жених и невеста находились в разных домах. Жених – в доме родителей, невеста же проводила день в окружении подруг в так называемом доме новобрачных. Как правило, это был либо летний домик, либо дом ближайших родственников. Иногда невеста с женихом встречались впервые на собственной свадьбе, поэтому девушки гадали, пытаясь выяснить судьбу новобрачной. В свадебном собрании (туй) ритуал бракосочетания совершал мулла. Ритуал открывался соответствующей молитвой. После прочтения брачной молитвы брак был заключенным. После этого невеста провожала подруг, и совершался следующий обряд - освещения постели новобрачных. При этом гости со стороны невесты приходили в дом новобрачных и трогали перину руками или присаживались на край постели. Затем каждый из них оставлял монеты в приготовленное блюдце. Когда гости уходили, невеста оставалась одна с пожилой женщиной, которая учила, как надо принимать жениха. Жених приходил к месту бракосочетания только к вечеру, нарядно одетым в сопровождении друзей. Жениха и его сопровождение встречали специальными ритуалами, которые призваны были проверить жениха на скромность, остроту мышления и др. качеств. После специального обрядового угощения жениха провожали к невесте. Чтобы пройти к ней, жениху приходилось платить выкуп. На этом празднование свадьбы не заканчивалось.

На следующее утро новобрачных приглашали в баню. Следующими, после молодых туда заходили родители жениха. Это был признак уважения, так как посещение бани после новобрачных считалось почетным. Чуть позже приходили навестить и справиться о здоровье друзья жениха. Гостей сразу приглашали в дом и кормили обедом.
После полудня подходило время для следующего обряда. Невеста заходила в избу, где пировали женщины. Затем ее усаживали на колени лицом в угол. В таком положении невеста выражала покорность судьбе лирической песней, от которой у многих присутствующих выступали слезы. Тут мать жениха, ее сестры, старшая сестра по очереди подходили к невестке и гладили ее по спине, говорили ей ласковые слова, а иногда и напутствия, как надо обходиться с мужем. После этого они дарили невесте подарки или деньги. Вечером, гости разъезжались по домам, при этом члены сроднившихся семей совершали обмен подарками: родственницы невесты дарили присутствующим гостям платки, а те отдаривались деньгами. Это был только первый этап свадьбы.
После него жених жил с невестой неделю, потом уходил к родителям. Невеста же оставалась жить с родными. Муж ее каждую ночь навещал. Это называлось жениховать, и продолжалось такое положение вещей от полугода до двух лет. Такое длительное время выдерживалось часто для того, чтобы жених полностью выплатил калым, а иногда за это время молодой муж отстраивал дом. Бывало и так, что к тому моменту, когда жена переезжала к мужу, у них уже были дети.

Второй этап происходил с переездом. Муж посылал за женой красивую повозку с лошадьми, украшенную лентами и колокольчиками. В эту повозку красиво укладывалось приданое, усаживалась молодая жена и подростки, младшие братья, или дети родственников. Следом, в другие повозки, рассаживались родители молодой, сваты и сватьи и, составленный таким образом кортеж отправлялся в путь. В доме мужа его родители вместе с родственниками встречали гостей: старшая сестра и мать молодого держали в руках свежеиспеченный каравай хлеба и чашку меда. Тут же кто-нибудь из мужчин подводил теленка к повозке (символ благосостояния), на землю клали подушку. Невестка должна была слезть с повозки, опираясь на теленка, и встать на подушку. После этого она отламывала кусок от каравая, макала его в мед и съедала. Порой, девушку кормила мать жениха. Это было признаком благосклонности и пожеланием счастья и благополучия. Затем молодая освящала свое новое жилье, окропив углы и фундамент нового дома. Считалось, что после этого она лучше освоиться в доме и легче приживется в новой семье. Затем молодую невесту отправляли с коромыслом за водой к ближайшему источнику, при этом пристально следя, сколько воды она прольет. Чем меньше воды перельется через край на обратном пути, тем больше к ней уважение. После этих приготовлений начинался пир, на котором невестка прислуживала женщинам, а жених - мужчинам.

При этом если семейная жизнь молодых не складывалась, можно было развестись. Как правило, инициатором развода был мужчина, и чаще всего не объясняя причину. Для развода мужчина мог сказать талак один раз – временное прекращение отношений, два раза – более длительное и три раза – полный разрыв отношений. В основном, эту формулу произносили только один или два раза. При этом если развод происходил по инициативе мужа, женщине выплачивался обговоренный при браке мәһәр, если инициатором была женщина, она уходила ни с чем.

Особое место в брачных традициях занимала любовная магия. Её делили на две категории: белую и черную. Белую магию использовали только на благие цели: помирить мужа и жену, вызвать любовь между молодыми людьми или одного из супругов к другому. Для этого использовалась ворожба. Например, если девушку выдавали замуж за нелюбимого и семейная жизнь не получалась, ее поили специальным раствором: свекольным соком на дне блюдца писалось имя мужа и несколько фраз из молитвы, затем, высохшие чернила разбавляли водой. Если новобрачные не были знакомы до этого, им предписывалось носить амулеты, чтобы вызвать уважение и взаимную любовь. Белая магия носила исламский характер. Приемы черной магии использовали, чтобы расстроить семейную жизнь, покалечить кого-то из супругов, чаще - мужчину. Для черной магии использовали наговоры и зараженные, грязные предметы. Например, воду, в которой омывали покойника, менструальную кровь и т.д. Мужчин поили наговоренной зараженной водкой. Как правило, люди, которые занимались черной магией, держали свои дела в тайне.

Обряды погребения.

В нашей республике проживает много народов разной национальности, но самыми большими национальными группами являются татары и русские. У них много различий во всех сферах жизни. Здесь я хотела бы рассказать о татарских обрядах погребения. Люди старшего возраста готовятся к смерти заранее. Все женщины старшего пожилого возраста готовят вещи на смерть для себя и мужа. Это материал на саван – белая хлопчатобумажная ткань 12-18 метров, множество полотенец. Еще принято готовить вещи на раздачу садака - это: отрезы тканей, рубашки, платки головные и носовые, носки, покупные полотенца, как правило, махровые, небольшого размера и т.д.

Умершего кладут на что-нибудь жесткое, руки вытягивают вдоль тела. Его покрывают простыней, голову - чаще всего старинным полотенцем. На грудь ему кладут что-либо железное (чтоб не вздулось). Также закрывают все стеклянные поверхности. Возле покойника нельзя причитать, плакать, громко разговаривать. Похороны проводят как можно быстрее, стараются на следующий же день. При этом покойника не оставляют одного, как днем, так и ночью. Ночные посиделки называются тэн саклау (караулить ночь). В наше время на ночное бдение приходят чаще пожилые женщины, причем не всегда родственники и близкие.
Наутро мужчины идут копать могилу. Выкопанную могилу не оставляют пустой. Либо возле нее должен находиться человек, либо в нее кладут железный предмет. Всем, кто принимал участие в копании могилы, раздают садакэ (чаще всего - носовые платки и деньги).
В это время женщины готовят все необходимое к похоронам. На руках крупными стежками без узелков под контролем знающей порядок женщинысшивается саван. Затем, когда возвращаются мужчины, начинают обмывать тело. Воду для этого тоже готовят заранее, пока наливают-читают молитву, причем ее нельзя ставить на пол. Дома на стул кладется полотенце, затем ведро-на ведро снова полотенце. Затем начинается само обмывание. При этом остаются в комнате только те, кто не будет сидеть без дела. Обмыванием руководит знающий человек. При этом мужчина не может обмывать женщину и наоборот.

После обмывания начинается следующий этап - обряжение. Для этого нужны рубашка, фартук, платок женщинам, чалму - мужчинам, несколько покрывал.
Затем с умершим прощаются. Выносят покойника вперед ногами, затем переворачивают. Перед входом на кладбище носилки ставят на возвышение. Здесь мужчины читают особый намаз - жиназа. Хоронить в гробу у татар не принято, поэтому даже если кладут человека в гроб, крышкой не закрывают. Для того чтобы положить покойника, трое самых близких родственников спускаются в могилу. Опускают покойника на трех полотенцах. Затем те, кто находится в могиле, перехватывают полотенца и аккуратно кладут тело, потом опоясываются этими полотенцами и вылезают наверх. Затем отверстие могилы закладывают кирпичом, сверху покрывают толью, чтобы не попала пыль. После этих работ засыпают землей. Затем, прямо на кладбище, родные покойного раздают всем участникам садакэ.

Женщины остаются дома. Проводив мужчин, они приглашают женщину, читающую Коран (абыстай), ставят перед ней блюдо с мукой и курицу. Затем, обчитанные блюда отдают одиноким и обездоленным. Это называется могильным подаянием и надо успеть все сделать, пока тело еще не опустили в могилу. Затем начинают мыть все предметы в доме. Особое внимание уделяется вещам, которые соприкасались с телом. Как правило, все это успевают сделать, пока мужчины не вернулись. Когда они возвращаются, снова старики читают Коран.

Также после похорон организуются поминки: через 3 дня, 7 дней, 40 дней и год. Они проходят следующим образом. Приглашаются мулла и гости. Собираются все вместе, читают молитву, посвященную умершему. Затем мулла произносит отрывок из Корана. После этого хозяин раздает всем пришедшим садакэ, а затем и все остальные. После этого приступают к угощению. Сначала приносят первое, затем второе и уже потом чай с угощениями. На кладбище тоже есть своего рода ритуал. На всех татарских кладбищах на каждой могиле растет одно-два дерева.