Грузооборот НМТП в 2012 году может составить 160 млн т - Магомедов
6 февраля 2012 года

Грузооборот группы "Новороссийский морской торговый порт" в 2012 году может составить 160 миллионов тонн, сообщил основной владелец группы "Сумма" (акционер НМТП) Зиявудин Магомедов в интервью газете "Ведомости".

Группа НМТП в 2011 году увеличила грузооборот на 2,3% по сравнению с показателем предыдущего года - до 157 миллионов тонн. Группа "Сумма" и ОАО "Транснефть" контролируют 50,1% НМТП. В настоящее время рассматривается ряд вариантов приватизации госпакета НМТП.

Как отметил Магомедов, есть разные модели приватизации, в частности, обсуждается вариант SPO.

"Но ключевой фактор - это цена. Если цена будет релевантной, мы будем в этом участвовать. Актив нам интересен. Если мы реализуем все планы, которые у нас есть, то мы сделаем из НМТП вторую портовую структуру в Европе - сейчас мы третьи после Роттердама (440 миллионов тонн) и Антверпена (184 миллионов тонн), а у нас порядка 160 миллионов тонн предполагается в этом году", - сказал он "Ведомостям".

Как отметил Магомедов, в настоящее время "Сумма" рассматривает возможность "прописки" в России НМТП, который в настоящее время зарегистрирован на ряд офшоров.

"Мы об этом думаем. Корпоративная платформа порта нам досталась от прежних владельцев. Я считаю, что нет преград, чтобы переместить компанию юридически в Россию, - сообщил он.

По его словам, к настоящему времени "Сумма" почти завершила разработку стратегии развития и через какое-то время ее представит.

"Я хочу построить одну из ведущих частных инвестиционных компаний мирового уровня. Надеюсь, в значительной степени мы это уже сделали. Выручка группы сейчас порядка 10 миллиардов долларов. Будем развивать 3-4 базовые компетенции: трейдинг и логистику, инженерно-строительный блок, горнодобывающий и нефтегазовый бизнес. Консолидировать активы на "Сумме" мы не будем, делать ее публичной тоже. Некоторые активы - да. Возможно IPO строительно-инжинирингового бизнеса - после его консолидации и ЯТЭК", - подчеркнул Магомедов.

Основной владелец "Суммы" сообщил, что группа рассматривает возможность участия в зарубежных проектах, в частности, нефтяные и нефтепродуктовые порты- в Юго-Восточной Азии и зерновые терминалы в Латинской Америке и Австралии.

Говоря о планах группы по развитию роттердамского проекта по строительству нефтяного терминала, который выиграло СП "Суммы и Vitol, Магомедов отметил, что концепция развития роттердамского проекта предполагает не только строительство нефтяного терминала, но и так называемого плавучего трубопровода.

"Сейчас около 40% нефти из Приморска идет в Роттердам. Всего туда приходит порядка 103-106 миллионов тонн сырой нефти в год, из них порядка 25-30 миллионов тонн - из Приморска. Идея в том, чтобы там было больше Urals, чтобы этот сорт стал эталоном в Роттердаме. Смысл коммерческий для нефтяников будет в том, чтобы продавать нефть на условиях FOB Роттердам (расходы на транспорт включены в цену). Это будет не обязаловка, а опция. Но мы сможем снизить стоимость фрахта и перевалки в Роттердам так, чтобы потенциальная экономия нефтяников могла составить от 0,2 доллара до 0,5 за баррель", - сказал он.

Говоря о развитии строительно-инжинирингового бизнеса, Магомедов сообщил о планах консолидации компаний "Стройновация", "Глобалэлектросервис" и "Интэкс", а также развитию трех направлений - строительство нефтегазовых, энергетических и инфраструктурных проектов, в том числе гидротехнических объектов, железных и автомобильных дорог, мостов. Он не исключил и проведения IPO этого бизнеса.

"Будем продолжать строить и реконструировать объекты спортивные и культурно-исторического наследия. Строим например, стадион в Казани к 2013 году. Мы смотрим на очень многие объекты, участвуем во многих конкурсах. В будущем возможно IPO этого сегмента", - добавил он.

Группа НМТП является крупнейшим в России и третьим в Европе портовым оператором по объему грузооборота. Группа объединяет стивидорные компании ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ООО "Приморский торговый порт" (с 2011 года), ОАО "Новороссийский зерновой терминал", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт", ОАО "ИПП" и ООО "Балтийская стивидорная компания".